« раз ,
когда я оглядываюсь на лучший период нашей группы ,
убеждаюсь — он был как раз перед выходом Nevermind. Это
было так здорово . Тогда группа была в осо - ударе -
старались изо всех сил . и возбуждение было так велико ,
что явственно ощущался его вкус ». Курт
Кобейн Запись нового альбома проходила в мае - 1 99
года на Sound City Studios, где некогда записывался
FLEETWOOD MAC. Одной из причин того , что альбом оказался
настолько удачным , Курт считал саму атмосферу Лос -.
« было так приятно - неожиданно оказаться в теплом , тропи
- климате , - вспоминал он . - Не думаю , что все полу
- бы так же хорошо , если бы мы записывались в Ва
- ». Они работали по восемь - часов в день ,
иногда играя для отдыха музыку старых кумиров вроде Элиса
Ку - , BLACK SABBATH и AEROSMITH. Дейв бил по бараба - с
такой силой , что пластик на них приходилось
менять буквально через каждую песню . Продюсеру этого
альбома Батчу Вигу каждый раз стои - большого труда
заставить Курта сделать второй дубль , поэтому он пускал
ленту даже тогда , когда Курт просто ра - , чтобы не
пропустить что - ценное . Курт , со своей стороны ,
отработал вокал настолько хорошо , что он едва ли отличался
от записи к записи , так что Виг часто пользовался этим для
создания эффекта дополнительного голоса . Что же
касалось записи инструментов , то с этим все обстояло
сложнее . Вигу хотелось получить более плотное звучание
путем наложения гитары , однако это не нравилось Курту ,
которого приходилось долго убеждать записать еще одну
инструментальную партию . В «Territorial Pissings»,
несмотря на протесты Вига , Курт подключал свою гитару
прямо к пульту , минуя усили - , в стиле бесчисленных
бедных панк - конца 70-х и начала 80-х . Песня была
записана с первого раза . В ее начале Крис поет (,
произносит ) часть хиппового хита конца.60-х «Get Together»
группы YOUNGBLOODS. Крис утвержда - , что у него это
получилось спонтанно . Его попросили что - спеть , и он
запел именно эту песню . « быть , я сожалею о былых идеалах
, - рассуждает он . - Что случи - с этими идеалами ? « все
вместе , любите друг друга ». А теперь вот « мочой
территории ». Виг вспоминал , что больше всего проблем было
с «Something In The Way», написанной всего за неделю до за
- . Они попробовали несколько раз , но получалось плохо
. Тогда Виг позвал Курта в операторскую и спросил его , как
, по его мнению , должна звучать песня . Курт присел на ку
- и пропел песню едва слышным шепотом , аккомпани - себе
на акустической гитаре . « здесь », — сказал ему Виг , а
сам помчался в офис и попросил выключить все телефоны ,
вентиляторы и другую технику . Песня так и была записана -
с выведенными на максимальный уровень регу - . Потом
добавили бас , ударные и дополнительный вокал . За
несколько недель до начала записи Курт показал группе рифф
, который они затем обыгрывали около часа , используя
различные аранжировки . В результате получилась песня ,
которую Курт назвал «Smells Like Teen Spirit». Пона - вещь
не понравилась Крису , однако , когда она была записана ,
он не мог скрыть своего восторга . Крис и Дейв записали
свои основные трэки за несколь - дней , а Курту еще
предстояло записать вокал , наложение гитары и написать
слова к нескольким песням . Этот процесс часто задерживал
запись , пока Курт не находил нужных слов . Так ,
большинство слов в «On A Plain» он написал за несколько
минут до записи . Курт не знал ни одного наркоторговца в
Лос -- , поэтому вместо героина для подзарядки постоянно
пил микстуру с кодеином , не считая полбутылки « Дзни
- » ежедневно . После окончания записи Виг сразу же
приступил к микшированию , однако микс получался плохой - в
нем не - энергии , особенно в отношении ударных . Заме
- , что Виг устал , руководитель записи Гэри Герш восполь
- случаем , чтобы пригласить для завершения
работы ветерана студий Энди Уоллеса , благодаря которому
альбом приобрел окончательную гладкость звучания ,
устроившую руководство Geffen Records. « на Nevermind, -
говорил Курт , - я теперь.даже не знаю , как к нему относиться
. Это больше похоже на диск MOTLEY CREW, чем на панк -».
Однако грань между коммерческим и альтернативным звучанием
, как показало время , была выдержана правильно , что и
позволило в конеч - итоге продать более восьми миллионов
дисков . В середине июня , сразу после окончания записи ,
НИР - совершила короткий тур по Западному
побережью вместе с DINOSAUR JR., во время которого стало
очевидно , что публика была в большем восторге от НИРВАНЫ ,
чем от признанных знаменитостей . В тур вместе с группой
поехала Шелли , которая успешно торговала майками . В
августе НИРВАНА отправилась в европейский фес - тур вместе
со своими недавними кумирами SONIC YOUTH, а также с
DINOSAUR JUNIOR. « был жут - тур », - так отзывался о нем
Крис . Ему это было извест - , наверное , лучше всех . Уже
в самом начале путешествия он от тоски по Шелли так налег
на выпивку , что Джону Сильве пришлось звонить ей и просить
присоединиться к группе . Члены SONIC YOUTH всячески
опекали своих новых фаворитов , рекламируя их и следя за
тем , чтобы с ними все было в порядке . Если Курт во время
выступления вдруг спрыгивал со сцены , рядом всегда
оказывался Терстон МУР , чтобы затащить его назад . Это
было идиллическое время , когда члены НИРВА - , SONIC YOUTH
и DINOSAUR JR. тусовались вместе , со - выпивали и вели
долгие разговоры о музыке , и ни - из них еще не был
мировой звездой . НИРВАНА высту - на фестивалях впервые .
Им все было в новинку и все было интересно . « лучшее
время для группы - незадолго перед тем , как она становится
по - популярной , - гово - Курт . - Я бы предпочел играть в
группах , которые де - это каждые два года . Каждый раз ,
когда я оглядываюсь на лучший период нашей группы ,
убеждаюсь - он был как раз перед выходом Nevermind. Это
было так здорово . Тогда группа была в особом ударе - мы
старались изо всех сил , и возбуждение было так велико ,
что явственно ощущался его вкус ». Весь тур
сопровождался оглушительным пьянством . Особый пункт
контракта предусматривал бесплатную вы - ( водки и бутылку
виски ) на каждое выступ - . Дейв поначалу практически не
пил , в отличие от Кур -.та и Криса , однако в конце концов он
тоже сломался и успе - осушить бутылку красного вина во
время исполнения безударной «Polly». На фестивале в
Рединге () Курт все - вывих - себе плечо , хотя обычно его
головокружительные прыжки на ударную установку
заканчивались лишь ушиба - . Полушутя - он утверждал , что
его тело за - от серьезных травм неким щитом . К этому
времени НИРВАНА в совершенстве отработала трюк с
тщательной расстановкой многочисленного оборудования и
последую - разнесением его в щепки за какие -
пятнадцать минут к неизменному восторгу публики . На
фестивале в Бельгии с красноречивым названием «Pukkelpop»,
что переводится как « попса », НИР - должна была выступать
около одиннадцати утра , од - это не помешало членам группы
основательно надрать - еще до выступления . Но просто
напиться у них уже не котировалось , хотелось еще и зрелищ
. Тогда в качестве развлечения они поменяли таблички
с именами за обеденными столами , так что в результате музы
- RAMONES с сопровождением из двенадцати
человек оказались за двухместным столиком ,
предназначавшемся Для лидера PIXIES Блэка фрэнсиса и его
девушки . Даже Джон Сильва из менеджерской компании
оказался вовле - в сумятицу , возникшую из - еды . Курт же
ходил с табличкой « Фрэнсис » на груди целый день , а к
вечеру подобрался к сцене , на которой Блэк Фрэнсис как раз
испол - соло , и окатил того пеной из огнетушителя . После
этого ему лишь чудом удалось спастись от толпы
разъяренных охранников . Во время пребывания НИРВАНЫ в
Бремене попривет - их зашла представительница местного
филиала МСА , являющегося дочерней компанией Geffen
Records. В качестве сувенира она преподнесла членам группы
мусорное ведро в виде баскетбольной корзины , которое
имитировало восторженный шум толпы после каждого удачного
попада - . Само же ведро было наполнено сладостями и
американ - журналами , а на дне его лежала карточка с
надписью « пожаловать в Германию и на МСА \» Когда предста
- фирмы зашла проведать НИРВАНУ после вы - , она застала
вдрызг пьяных членов группы , как раз довершающих разгром
помещения , по которому были раскиданы в разные стороны ее
подарки , а посреди комнаты.лежала злополучная карточка с
отчетливой надписью : «Fuck you!» Как потом выяснилось ,
это была работа бас - SONIC YOUTH Ким Гордон , которая ,
зайдя в комнату во время выступления НИРВАНЫ , обнаружила
на мусорном ведре карточку и решила несколько
дополнить пожелание . Тем же вечером , давая интервью в
гастрольном автобу - , Курт настолько заигрался с
зажигалкой , что поджег зана - . Их быстро залили водой ,
но буквально через секунду в дверь постучали , и все та же
представительница фирмы была встречена облаком едкого дыма
, вылетевшего из авто - . Этой же ночью им позвонил Джон
Сильва и попросил вести себя «». Однако это было довольно
труд - . Казалось , что осуществляются самые безумные
фантазии Курта . После выступления в Роттердаме ,
последнем пункте ту - , вконец упившийся Крис в спущенных
штанах , которые болтались где - у лодыжек , и с бутылкой в
руке забрался на стойку с динамиками . Пока охранники
стаскивали его вниз , уже Курт начал крушить все , что
попадалось ему под руку . Один из охранников замахнулся на
Криса , и на сцене завяза - драка . Такие поездки не
проходят бесследно , поэтому группа решила немного
отдохнуть дома , а затем отправилась в Лос - для съемок
клипа «Smells Like Teen Spirit». Курт сделал набросок
сценария , который первоначально включал в себя сцены ,
напоминающие ролик RAMONES под названи - «Rock & Roll
High School» или , скорее , «Over The Edge», великолепный
фильм конца 80-х о банде малолетних пре - , которые курят
«», пьют вино и разносят вдребезги все , что попадается им
на глаза . В финале фильма их родители съезжаются в школу
на собрание , а детки запи - их внутри , крушат их машины и
, в конце концов , под - здание . « фильм очень хорошо
определял мою личность , - говорил Курт . - Там все было
просто классно . Полная анархия ». Идеи Курта не
пришлись по вкусу режиссеру Сэму Бэй - , однако анархия все
- царила на съемках , когда со - на массовку толпа , устав
от долгого ожидания , покинула свои места на трибуне и
принялась безумствовать внизу . При этом поклонники едва не
задавили Курта и укра - гитару Криса и тарелки Дейва .
Таким образом атмосфера молодежного бунта была передана в
ролике вполне реально ..Несмотря на все элементы «»
«Smells Like Teen Spirit» является классическим образчиком
массо - видеоискусства : здесь есть милые девушки в
откровен - одеждах , новые танцы , последние моды и
длинноволо - парни , играющие на гитарах . Отличие состоит
лишь в том , что здесь впервые появились признаки нового
поколе - - фланелевые рубашки , татуировки и символы
анархии . Все это хорошо соотносилось с музыкой НИРВАНЫ
. 1 3 сентября в одном из престижных баров Сиэтла со
- презентация Nevermind, ознаменовавшаяся гран - пьянкой
, после чего группа сразу же уехала в тур по США и Канаде .
Едва увидев Курта с гитарой , на которой было написано : «
прекрасен , как камень (rock) в лицо копа », - менеджер
тура понял , что с этим парнем у не - будет много хлопот
. Когда Курт и Крис еще сотрудничали с Sub Pop, их все
- раздражало то , что за все время работы с этой
фирмой они дали всего несколько интервью . Когда они
упомянули об этом в отделе паблисити Geffen/DGC, те быстро
органи - на все время тура штук по шесть интервью в день
для каждого из членов группы . Очень скоро ребята поняли ,
что это довольно тяжелая работа , однако они прекрасно пони
- и то , что это поможет им продать больше дисков .
Два месяца спустя все журналы , которым они дали интервью
, появились одновременно , создав вокруг НИРВАНЫ настоя
- бум . К этому времени до Кортни стали доходить слухи
о том , что она не сходит с языка у Курта . Такое известие
каза - слишком хорошим , чтобы в него поверить , так как по
- нескольких летних встреч с ней Курт решил не обреме
- себя долгими узами и поспешил расстаться .
Кортни стала звонить Дейву в те города , где
останавливались музы - группы , и в конце каждого разговора
просила позвать к телефону Курта , который жил вместе с
Дейвом . Через не - дней они уже общались , не прибегая к
помощи Дей - . Наконец , 1 2 октября , когда НИРВАНА
выступала в од - из кабаре Чикаго , в зале неожиданно
появилась Кортни . Только тогда , по ее словам , они с
Куртом в первый раз по - , и Кортни тут же побежала звонить
подруге в Лос -, чтобы сообщить об этом . Остаток вечера
они провели борясь и бросая друг в друга бокалы . У Кортни
по - - оказался с собой чемодан с дамским бельем , кото
-.рое Курт не замедлил примерить , и тут же принялся щего
- в обновках перед окружающими . В результате их дваж
- вышибали из заведения . А потом они завалились в
номер Курта и там занимались любовью столь громко и
страстно , что разбуженный Дейв был вынужден уйти досыпать
в но - звукооператора Крейга Монтгомери . Между тем
Nevermind буквально сметался с магазин - полок , однако ,
находясь в туре , сами члены группы по - не имели о том ,
что происходит . Лишь спустя не - недель кто - сказал Курту
, что альбом продается и MTV постоянно крутит «Smells Like
Teen Spirit». Курт вспоминал , что , впервые увидев себя по
телевизору , испытал что - вроде опыта выхода из тела . «,
я ли это ?» - ДУ " мал он . Неожиданно выяснилось , что
существует еще одна НИРВАНА , образованная в конце 60-х ,
музыканты которой теперь требовали прекратить использование
радио и телеви - ее названия без разрешения . Дело дошло до
суда , однако в конце концов «» согласились
уступить свое название за пятьдесят тысяч долларов . С
каждым проданным экземпляром своего нового аль - НИРВАНА
имела все меньшее представление о том , кем являются ее
слушатели . У них был хороший контакт с независимой
тусовкой , состоявшей в основном из учащихся колледжей ,
которые были достаточно умны , прогрессивны в социальном
плане и хорошо разбирались в музыке . Теперь же на их
концертах было полно тупоголовых «», ре - из студенческих
братств и «». От своей но - аудитории НИРВАНА была отнюдь
не в восторге . « мы работали над этим диском , -
вспоминал Крис в интервью журналу «Rolling Stone», - у меня
было такое чувство , что они противостоят нам . Все эти
оболва - люди , размахивающие флагами . Я их просто нена
- . И вдруг они все покупают наш диск , а я думаю : « же
в этом ничего не понимаете ». Аналогичные чувства испытывал
и Курт , который при - , что ему было просто противно во
время тура от того , что « наши концерты приходило много
обычных людей , а я не хотел , чтобы они приходили . Они
мне дейст - на нервы ». Не удивительно , что вандализм в
отноше - инструментов достиг в этот период своего апогея
. Апофеозом в этом отношении явился концерт в Далла - .
У Курта было очередное обострение его хронического.бронхита ,
и он чувствовал себя очень плохо . В день концер - его
посетил врач и дал какой - мощный антибиотик , за
- предупредить Курта о том , что в этот день ему
следует воздерживаться от алкоголя . В результате Курт , по
обыкно - много пивший в этот вечер , почувствовал себя так
, словно « много «» или чего - в этом роде ». На
протяжении всего тура Курт постоянно жаловался , что не
слышит себя в мониторах , но , кажется , никому не было до
этого дела . Между тем , он терял голос , и выступле
- становились бесцветными . На этот раз в середине
песни Курт неожиданно схватил свою гитару и с размаху
ударил ею в монитор , стоявший рядом со сценой . Он разбил
свой «» и пробил один из двух динамиков монитора . По
- долгого перерыва , во время которого публика
дружно скандировала : «! Дерьмо !», - монитор удалось запус
- через оставшийся динамик , и группа почти благопо
- доиграла до конца . К несчастью , мониторы
принадлежали лучшему другу одного из устроителей концерта ,
который к тому же на нем присутствовал . Когда во время
исполнения «Love Buzz» Курт прыгнул в зрительный зал ,
обиженный устроитель схватил его за волосы и начал бить .
Не долго думая , Курт закатал ему в лоб гитарой .
Разъяренный устроитель повалил Курта на пол и начал бить
его ногами . Дело спасло лишь вмешательство Криса , который
встал между дерущимися . Однако на этом все не закончилось
, и после концерта устроитель поджидал группу на улице с
компанией своих друзей . НИРВАНА ретировалась на такси ,
однако машина , как назло , попала в пробку . Устроитель с
друзьями приня - бить по машине ногами , и один из них ,
разбив стекло , едва не схватил Курта , но в этот момент
машина резко рва - с места . Немного отъехав , водитель
притормозил у тро - , достал из - солнцезащитного козырька
«», и все сделали по несколько затяжек , чтобы успокоиться
. К концу октября Nevermind стал золотым , а объем про
- намного превысил ожидания как Geffen/DGC, так и
Gold Mountain. «» охватила Соединенные Штаты . Люди
стояли в очередях за вожделенным диском , критики обсуждали
многозначность и глубину куртовой лирики , а
на андеграундной сцене стали поговаривать о революции . Не
- было включить телевизор , чтобы не наткнуться на «Teen
Spirit», а в Сиэтле некуда было спрятаться , чтобы
не слышать разговоры об успехе НИРВАНЫ и о том , что
все.это должно значить . Даже сам Курт не мог понять , с
чем связана вся эта шу - . «, конечно , не мог позволить
своему эго признать , будто мы настолько велики , что
заслуживаем так много внимания , - вспоминал Курт , - но я
знал , что наша музыка лучше , чем у 99 % групп ,
работающих на коммерческом уровне . Я знал : мы в тысячу
раз лучше , чем эти траханные GUNS N' ROSBS или WHITESNAKE
или что - еще из этого дерьма . Я чувствовал себя глупо из
- того , что на андегра - сцене есть много групп , столь же
хороших , как мы , или лучше нас , но почему - только мы
привлекаем внима - ». Чтобы исправить положение ,
НИРВАНА стала рекла - те из малоизвестных групп , которые ,
по ее мне - , заслуживали этого . Некоторым из них такая
реклама позволила заключить контракты с крупными фирмами
. « не в том , что группы взяли и подписали контракты ,
- Курт , - а в том , что какой - идиот в городе
теперь будет ждать их альбомов ». В декабре Nevermind
стал платиновым , а на счета му - стали приходить круглые
суммы . Крис и Шелли , решив сначала сиять для себя
небольшой домик , в конце концов просто купили его ,
выложив 265 тысяч долларов . * * * Nevermind вышел без
текстов песен . «, мне не хватило уверенности », - объяснял
Курт . Вначале он хотел напечатать некоторые из своих
стихотворений , потом всякий « мусор », потом вообще ничего
- ни рисун - , ни стихов . В последнюю минуту он выбрал
несколько строчек из песен ( пару таких , которых нет ни в
одной пес - ) и объединил их в одно стихотворение . В то
время как людям старшего поколения лирика Кур
- представляется бессвязной , его образы , идеи и
эмоции наилучшим образом воспринимаются сознанием подростка
, которому трудно долго концентрироваться на одном пред
- . « очень редко пишу об одной теме или одном предме
- , - рассказывал Курт . - Эта тема мне скоро надоедает ,
и дальше в песне я пишу о чем - другом , так что она за
- совсем другой мыслью ». Подобно Блэку фрэнсису из
PIXIES Курт в своей лирике.избегает прямолинейности . В
наиболее удачных его строч - музыка и слова соединяются ,
чтобы породить отчетли - третье восприятие . Большая часть
его лирики происхо - из стихов , которые Курт писал перед
сном в измятых записных книжках , поэтому весь ее
импрессионизм обу - скорее сопоставлением внешне
несвязанных между собой строчек , чем использованием приема
« созна - ». В результате получается своеобразный
музыкальный тест Роршаха , однако более важно то , что этот
материал взаимодействует с другими идеями и эмоциями ,
выражен - логически связно . Впрочем , иногда и сам Курт
запу - во всем этом . «, черт возьми , я хочу сказать ?»
- он в «On A Plain». В своей лирике Курт часто прибегает
к столкновению крайностей и противоположностей , что очень
оживляет пес - . Одним из наиболее темных мест является
часть припева в «Smells Like Teen Spirit»: Мулатка ,
альбинос , Москит , мое либидо На самом деле , это всего
лишь две пары противопо - , забавный способ описать
сексуальное возбужде - рассказчика . Часто в песнях Курта
идея возвышается лишь для того , чтобы потом низвергнуть ее
потоком циниз - . Даже в музыке находят отражение
динамические кон - образности . Во многих из песен - прежде
всего в «Smells Like Teen Spirit» и «Lithium» -
приглушенное , моно - звучание сменяется кричащим взрывом
эмоций , од - в альбоме присутствуют и акустическая
«Polly», и ве - «Something In The Way». Курт был
достаточно проницателен , чтобы понять то , что
противоречия - это выражение его собственной натуры и ,
возможно , натуры его аудитории . « я бываю
тупым нигилистом , а в другое время я искренен и раним , -
говорил Курт . - Так рождается каждая песня . Это как бы
смесь того и другого . Таковы большинство людей моего
возраста . Они то полны сарказма , то вдруг становятся
заботливыми . За этим трудно уследить ». Наверное , лучше
всего это нашло выражение в «Smells Like Teen Spirit». «
ничего особенного там нет , просто обыкновенное дурачество
, - рассказывал Курт . - Это была одна из моих идей . Я
чувствовал себя обязанным описать свои чувства по.поводу
своего окружения , своего поколения и людей своего возраста
». Однажды ночью Курт и подруга Тоби Кэтлин Ханна
из группы BIKINI KILL, подвыпив , решили заняться граффити
и украсили Олимпию «» и феминистскими лозунгами ( вечно
популярный « - гей !»). Когда они вернулись домой к Курту ,
то продолжили разговоры о подростковой революции ,
одновременно разукрашивая над - стены квартиры . Ханна
написала тогда : « пах - « подростка ». « принял это за
комплимент , - вспоминал Курт . - Я думал , что это реакция
на наш разговор , но на самом деле она имела в виду , что я
пахну дезодорантом . Я узнал о суще - этого средства лишь
спустя несколько месяцев после выхода сингла . Я никогда не
пользовался ни одеколо - , ни дезодорантом ». На самом
деле , едва попав в Олимпию , Курт оказался немедленно
вовлеченным в дискуссию о « ре - », идеей которой тогда
была увлечена местная ту - , называемая Куртом
«». Возможно , «» и не понравилось бы такое сравнение ,
однако во многих отношениях цели подростко - революции
совпадали с целями Нации Вудстока . Име - в виду , что
молодежь создает и контролирует собствен - культуру и
политику , выводя их таким образом из - опеки циничного и
коррумпированного старшего поколения . Молодежная культура
должна была стать честной , доступ - и справедливой во всех
отношениях - художественном , деловом и даже в плане
аудитории , в противоположность поразившей Америку
корпоративности . Курт не сомневался в серьезности
намерений «», и ему нравились их идеи , однако их
виды на будущее вызывали у него сомнения . Их альтруизм
казал - ему наивным . « на андеграундной сцене стремятся
к Утопии , но существует так много различных фракций , и
они так разъе - , что это невозможно , - говорил Курт . -
Если вы не можете объединить траханное андеграундное
движение и прекратить грызться между собой по поводу ничего
не зна - вещей , то как вы рассчитываете произвести
эффект на широкую публику ?» Курт даже ощущал давление
на НИРВАНУ . « просто чувствовал , что от моей группы ждали
, чтобы она вела.борьбу в революционном смысле против огромной
корпора - машины , - вспоминал Курт . - Этого ждали
много людей , которые говорили мне : « можешь
использовать это как инструмент . Ты можешь использовать
это , чтобы изменить мир ». Я тогда думал : « вы смеете
оказывать на меня такое давление . Это глупо ». И я сам
чувствовал себя глупым и заразным ». Таким образом ,
«Smells Like Teen Spirit» - это сарка - реакция на идею
реальной революции , но , с дру - стороны , это принятие
самой идеи . Однако смысл воз - не из конфликта двух
противоположных идей , а из того смятения и ярости ,
которые этот конфликт порождает в рассказчике - он в ярости
от того , что пребывает в смятении . Строчка « так весело -
проигрывать и притворяться » указывает на притягательность
альтруизма , подразумевая одновременно его тщетность . «
песня состоит из противоречащих друг другу идей », -
объяснял Курт . - Она высмеивает мысль о настоя - революции
. Однако это приятная мысль ». Одна из сторон принятия
революции - это критика апа - людей , которым чужды ее
идеалы . Курт прекрасно сознавал , что его поколение в
большей степени поражено апатией , другие . « нас ждали
, что мы прольем немного света на свои идеалы , откуда мы
пришли , но в действительности мы не способны даже на это .
Мы неплохо с этим поработали , од - это никогда не было
нашей первостепенной целью ». «Smells Like Teen Spirit»
звучит яростно , даже грубо , вокал скорее напоминает крик
, чем песню . Возможно , эта злость , постоянно
присутствующая в музыке НИРВАНЫ , явилась отражением
неурядиц в семье Курта , однако сам Курт считал : « мне
накопилось достаточно гнева против общества , чтобы я
стремился играть именно такую музыку ». Существенным
отличием «Smells Like Teen Spirit» от предшествующих вещей
подобного рода явилось то , что в ней нет упрека старшим
поколениям - вина за все возлагает - на самих слушателей .
Это предполагало наличие у них чувства ответственности ,
что плохо соответствовало распро - в тусовке стереотипу
«......». Впоследст - Курт признавался , что , видимо ,
перегнул палку с обли - . « не дало никаких
положительных результатов , - он . - Только оттолкнуло
людей и пробудило в них.чувства , которые испытывают к злому
отчиму ». Курт кате - возражал против того , что ему
приписывала прес - - будто он « свою аудиторию за ее апатич
- ». « вы признать это или нет , но сознание
людей меняется в лучшую сторону , и они становятся более
чело - . Я всегда был оптимистом , просто во мне
сидит маленький Джонни Роттен , которому положено быть
сарка - засранцем », - говорил Курт . «In Bloom»
первоначально была направлена против случайных на
андеграундной сцене людей , которые стали ломиться на
концерты НИРВАНЫ после выхода альбома Bleach. Впрочем , это
только добавило группе популярности . В песне перемешаны
образы расцвета и упадка , а в припеве речь идет о парне с
ружьем , который любит подпевать пес - НИРВАНЫ , но « знает
, что все это значит ». Ирония заключается в том , что
мелодия песни настолько привязчи - , что ей действительно
хочется подпевать . Это также на - на бывших членов группы
вроде Дейва фостера , Джей - Эвермана и Аарона Буркхарда ,
которым искренне нра - музыка группы , но при этом была
чужда панковская идеология Курта и Криса . Звучание
«Come As You Are» не похоже ни на одну из песен на диске .
Она отражает трансформацию Курта из ми - в более открытого
человека . « устал от людей , которые выносят суждения о
других людях и ожидают , что те будут соответствовать их
пред - , - говорил Курт . - Я занимался этим всю
свою жизнь . Я - Рыба , а для Рыбы естественно сердиться на
лю - за то , что они ведут себя не так , как тебе бы
хотелось , поэтому ты все время на кого - сердит . Я от
этого про - устал ». Рассказчик признается , что не знает ,
каким дол - быть другой человек , но он готов принять
другого чело - со всеми его противоречиями . Он добавляет ,
что не бу - его ни за что осуждать : « клянусь , у меня не
будет ру - ». В начале песни «Breed» Курт сначала кричит
« пле - !», потом « не против » и наконец « боюсь », уже
тем самым сказав все , что нужно : об обуревающей его
апатии , равнодушии и страхе . Строчка « не против , если у
меня не будет ума » служит в данном случае просто
дополнительным украшением . Название «Lithium» связано с
применением солей лития.в психиатрической практике в качестве
средства , купирую - маниакально - состояния . Здесь Курт
не - осовременил формулу Маркса , назвавшего религию «
для народа ». Курт рассказывал , что эта песня , возможно ,
была инспирирована воспоминаниями о семье его абердинского
друга Джесси Рида , которая принадлежала к религиозному
движению « христиане ». Курт признавался , что не относится
к религии однозначно отри - . « всегда казалось , что
некоторым людям ре - нужна , - говорил он . - Это хорошо .
Если она может кого - спасти , то все в порядке . А герою
этой песни спасение необходимо ». Песня не носит
отчетливого авто -.......характера , однако нетрудно заметить
сов - между тем отчаянием и одиночеством , которые Курт
испытывал в Олимпии , и состоянием , в котором нахо - герой
«Lithium». Песня «Polly» основана на реальных событиях ,
произо - в Такоме в июне 1 987 года . Тогда маньяк по
имени Джеральд френд похитил четырнадцатилетнюю девушку
, возвращавшуюся с панк -, которую затем он подве - вниз
головой в своем доме на колесах , насиловал и пытал с
помощью кожаной плетки , бритвы , горячего воска и паяльной
лампы . В конце концов девушке удалось бежать , когда
маньяк остановился на автозаправочной станции . Позднее
Френд был арестован и , кажется , приговорен к по
- заключению . Единственным дополнением Кур - к
реальному случаю явился намек на то , что девушке уда
- бежать , убедив насильника , будто ей нравится то ,
что он с ней делает . Тема насилия вообще часто
встречается как в песнях Курта , так и в его интервью . Он
словно хочет оправдаться за весь мужской род . « вовсе не
испытываю отвращения от того , что я мужчина , - говорил
Курт . - Есть много мужчин , которые стоят на стороне
женщин , поддерживают их и ока - влияние на других мужчин .
На самом деле , мужчи - , подающий пример другим , наверное
, может произвести больше впечатления , чем женщина
». Хотя в названии «Territorial Pissings»
высмеивается жизненная позиция «», здесь также находит
отражение вандализм участников группы в отношении
инструментов . В ее словах соединены вместе самые различные
идеи , по тем или иным причинам привлекательные для Курта .
Он объяс - начальные слова « я был чужаком » тем , что
ему.всегда хотелось быть существом из другого мира . «
очень хотел быть инопланетянином , - рассказывал он . -
Каждую ночь я разговаривал со своими настоящими родителями
и своей настоящей семьей из космоса . Я знал , что рядом
есть тысячи других инопланетных детей , и я встречался со
мно - из них ». Курт был убежден , что « особая
причина для того , чтобы я был здесь ». «Drain You» -
это любовная песня или , скорее , песня о любви . Во
вселенной Курта двое детей из этой песни симво - людей ,
доведенных своей любовью до состояния совершенной
непорочности . « всегда думал о детях , спя - в одной
больничной кровати », - рассказывал Курт . Слова песни
отражают крайнюю зависимость детей , чере - с нарциссизмом
: Мне наплевать , что ты думаешь , Если это не обо
мне Хотя здесь присутствует явная сексуальная коннотация
, образ дренирования раны указывает главным образом
на освобождение другого от неприятных эмоций по
примеру высасывания яда после укуса змеи . По поводу
названия «Lounge Act» Курт объяснял , что им показалось ,
будто « звучит как развлекательная , которую могла бы
сыграть группа из какого - бара ». Однако это не относится
к словам . « песня главным об - о ... вдохновении , о
давящих взаимоотношениях и не - завершить замысел из - того
, что тебе меша - другие », - объяснял Курт . «Stay
Away» звучит как обвинительный приговор «» из Олимпии ,
однако в более широком смысле это относится к любой
конформистской группе : Обезьяна , смотри , обезьяна ,
делай . ( знаю почему ) Я буду лучше мертвым , чем клевым .
( знаю почему ) Название песни «On A Plain» («На поле брани
») может быть так же прочитано в качестве каламбура как «
самоле - », поскольку Курт написал ее во время полетов в
Лос - и Нью - для встречи с представителями круп
- компаний . « думаю , таким образом я хотел сказать
, что все еще продолжаю жаловаться на ситуацию , хотя
на самом деле она гораздо лучше , чем я когда - мог ожи
- », - объяснял Курт . Строчки « мать умирала каж - ночь
» и « овцу опять шантажировали » имеют.для Курта особый смысл
. Первая из них связана с неудач - опытом взаимоотношений
Венди с ее агрессивным со - , а « овцой » Курт часто
называл самого себя . Что касается «Something In The
Way», то Курт не считал нужным скрывать , что эта песня
отражает его опыт жизни под мостом в Абердине , хотя и в
несколько преувеличенном виде . « было так , словно я жил
под мостом и умирал от СПИДа , словно я был болен , не мог
двигаться и вообще был самым настоящим бомжом , -
рассказывал Курт . - Это была своего рода фантазия
». Хотя Курт всегда резко противился навязываемой
ему роли « чаяний поколения », он , тем не менее , со
- с тем , что Nevermind содержит много информации о его
сверстниках . « очевидно , - говорил он . - Мы - яр
- пример рядовых необразованных двадцатилетних , жи - в
Америке в девяностые годы ». А двадцатилетние - поколение ,
уверовавшее в то , что оно пропустило самое лучшее время
. « можно хорошо определить , если сказать , что мы - -,
которых не было в панк - во время его рас - , - говорил
Курт . - Так происходило всю мою жизнь , потому что когда я
врубился в THE BEATLES, они уже много лет как распались , а
я даже не знал об этом . Я мечтал о том , чтобы сходить на
концерт THE BEATLES, но вдруг узнал , что они распались .
То же самое с LED ZEPPELIN. Они уже много лет как распались
». Однако дело не только в этом . Курт описывает ситуа
- , когда родители его сверстников росли в
атмосфере конформизма , присущей пятидесятым и началу
шестидеся - . В конце шестидесятых у них появились дети , и
одно - шквал новых идей опрокинул их привычную сис
- ценностей , заставив искать утешения в алкоголе и нар
- . При этом рушились семьи . « родители соверша - одни
и те же ошибки , - говорил Курт . - Я не знаю точно в чем
тут дело , но моя история аналогична историям 90 % людей
моего возраста ». « не думаю , что наша музыкальная версия
происхо - сильно отличается от других групп , появившихся
в то же время , - продолжал он . - Я не думаю , что наши
роди - и наше общество причинили нам больший вред ,
чем другим . Мы привлекаем больше внимания , потому что
наши песни цепляют людей и как бы застревают у них в мозгах
»..Причину популярности альбома , наверное , лучше
всех смог объяснить Дейв Грол . « роке наблюдалось
странное затишье , пустота , - он . - Если посмотреть на
«-0» за год до по - Nevermind, вы практически не обнаружите
там рок - за исключением плохого «», который нико - не
интересен . Когда появилась наша музыка , мне кажет - , она
объединила всех брошенных ребят , которые видели группу
таких же брошенных ребят , игравших такую музыку , словно
они злы на весь мир . И , я думаю , многим это каза
- интересным . И наши песни были хорошими песнями .
У Курта был великолепный голос . Песни были простыми
и запоминающимися , как те , которые ты слышал ребенком
». Одной из неафишируемых целей рок - всегда яв
- доставание родителей . Однако родители современ
- двадцатилетних сами выросли на роке , поэтому
задача оказалась намного сложнее , чем она была в
шестидесятые . Nevermind с его агрессивным напором ,
пронзительными криками и судорожными перепадами справился с
этой зада - великолепно . И , наконец , невозможно
отрицать то , что это просто по - музыка . Она
аккумулировала всю энергию панка и влила ее в песни ,
которые люди еще долго продолжают напевать после того , как
отзвучали последние ноты альбома . В отличие от многих
альбомов , состоящих из одного - хитов и «», Nevermind
хорош весь , от начала до конца . При его прослушивании вам
вряд ли придет в голову пропустить ту или иную вещь
. Впечатление , произведенное альбомом , бьшо столь ве
- , что теперь специалисты от индустрии звукозаписи го
- об « пост -» в области музыкального бизнеса . С другой
стороны , как заметил Мэтт Лукин , и сам « перестал быть
таким , каким он был раньше ». Успех НИРВАНЫ
продемонстрировал музыкальным бизнесменам всю силу
независимой сцены . В результате крупные фирмы стали
проявлять больше интереса к тем группам , которые
действительно нравятся людям , вместо того чтобы создавать
искусственные образования . Возмож - , основным значением
успеха Nevermind было именно то , что даже одна группа (
один человек ) может вызвать значительные изменения в
казавшейся до этого
неподвижными... |